Дело № 2 – 167/2015
9 февраля 2015 года
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
- председательствующего судьи Феоктистовой М.Ю.
- с участием адвоката Колесника Т.Н.,
- при секретаре Гарине Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ризаева Сердара Сахат-Мурадовича к Военному комиссариату Ленинградской области по городу Сланцы и Сланцевскому району, Военному комиссариату Ленинградской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
У С Т А Н О В И Л
истец Ризаев С.С. обратился с иском к ответчикам Военному комиссариату Ленинградской области по городу Сланцы и Сланцевскому району, Военному комиссариату Ленинградской области, Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с требованиями:
- признать незаконным решение Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 29 августа 2014 года об отказе в выдаче Ризаеву С.С. удостоверения ветерана боевых действий;
- обязать Военный комиссариат Ленинградской области по городу Сланцы и Сланцевскому району, Военный комиссариат Ленинградской области, Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать Ризаеву Сердару Сахат-Мурадовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удостоверение ветерана боевых действий с момента истечения месяца со дня поступления заявления в Комиссию.
В исковом заявлении указано, что истец Ризаев Сердар Сахат-Мурадович (в военном билете - Ризаев Сердар Сахатмуродович) по контракту от 2 августа 1993 года проходил службу в должности снайпера 2 мотострелкового взвода №. Служба была закончена 5 марта 1994 года в связи с увольнением по собственному желанию. За период службы в войсковой части полевая почта № по контракту с августа 1993 года по март 1994 года истец принимал участие в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта в республике Таджикистан.
В приказе Министерства обороны № 133 от 16 мая 1994 года и приказе командира войсковой части полевая почта № по строевой части № 131 от 7 июля 1994 года значится: всему личному составу части, состоящей в списках личного состава части в период с 28 сентября 1992 года по 28 ноября 1992 года и с 5 февраля 1993 года выслугу лет на пенсию по день исключения из списков личного состава части исчислять из расчета 1 месяц службы за 3 месяца службы. А также в архиве указано, что личный состав войсковой части полевая почта № с 21 июля 1993 года принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в республике Таджикистан.
С 1 января 2012 года в Федеральный закон «О ветеранах» были внесены изменения и государство признало, что военнослужащие, проходящие службу в Таджикистане в период с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, участвовали в боевых действиях и имеют право на получение удостоверения ветерана боевых действий и на все льготы, распространяющиеся на эту категорию лиц. Значит и истец Ризаев С.С., как военнослужащий, проходивший службу по контракту в зоне боевых действий и непосредственно принимавший участие в этих боевых действиях с августа 1993 года по март 1994 года, имеет право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Ризаев С.С. обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, приложив необходимый пакет документов. Однако 29 августа 2014 года Комиссия западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий приняла решение об отказе в выдаче такого удостоверения на том основании, что не представлены документы, указанные в п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ.
В судебном заседании Ризаев С.С. исковые требования полностью поддержал и дополнил, что являлся снайпером мотострелкового взвода мотострелковой роты и выполнял задания на блок-постах и в разных населенных пунктах Таджикистана, большая часть его работы до сих пор засекречена, поэтому никакой иной информации, кроме архивной справки и военного билета, он представить не может. За выполнение боевых задач получал денежное вознаграждение, что подтверждается ведомостями на выплату денежных средств по войсковой части. Просит суд удовлетворить требования в полном объеме.
Адвокат истца Колесник Т.Н., действующий по удостоверению и ордеру, дополнил, что в архивной справке от 30 января 2013 года указано, что весь личный состав в/ч п/п № с 21 июля 1993 года принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в республике Таджикистан, и период выполнения задач не закрыт. Следовательно, и Ризаев С.С., проходивший службу по контракту в в/ч п/п № в период со 2 августа 1993 года по 5 марта 1994 года, да и еще и в качестве снайпера, принимал непосредственное участие в боевых действиях, поэтому отказ Комиссии в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий незаконен. Кроме того, по решению Центрального районного суда г. Новосибирска № 2-697/2013 от 5 июня 2013 года однополчанин Ризаева С.С., проходивший службу в тот же временной период в в/ч п/п <данные изъяты>, уже получил удостоверение ветерана боевых действий. Адвокат обратил внимание суда на то обстоятельство, что в военном билете истец поименован как Ризаев Сердар Сахатмурадович, в то время как в паспорте значится – Ризаев Сердар Сахат-Мурадович. Просил иск удовлетворить и обязать Комиссию выдать удостоверение Ризаеву с указанием в нём отчества как указано в паспорте гражданина РФ.
Представитель ответчиков - Военного комиссариата Ленинградской области по городу Сланцы и Сланцевскому району и Военного комиссариата Ленинградской области начальник отдела военного комиссариата Ленинградской области по г. Сланцы и Сланцевскому району Рощенко О.Д., действующий доверенности, в судебном заседании пояснил, что Сланцевский военкомат принял пакет документов от Ризаева С.С. и, проверив документы, направил их в Комиссию в Санкт-Петербург. Не было никаких сомнений, что Ризаеву С.С. будет выдано удостоверение ветерана боевых действий, отказа никто не ожидал, поэтому об отказе от 29 августа 2014 года Ризаеву С.С. было сообщено только 17 октября 2014 года при его прибытии в Сланцевский военкомат.
Представитель ответчика - Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий - в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, возражений и ходатайств не заявлял <данные изъяты>
Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам:
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие и лица, уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Из изложенного следует, что для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 названного закона, и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий.
Согласно ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» установленные ст. 16 названного закона меры социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляются ими при предъявлении удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закреплен в приложении к Федеральному закону «О ветеранах».
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» в раздел III приложения были внесены следующие изменения: включена позиция - Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно п. 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Такой порядок в Министерстве обороны Российской Федерации был установлен в рамках предоставленных полномочий приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Согласно абзацу седьмому п. 9 Порядка факт участия в боевых действиях военнослужащего, в том числе уволенного в запас (отставку), направленного в Республику Таджикистан органами государственной власти Российской Федерации, подтверждается выписками из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающих непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документами, подтверждающими полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другими документами, подтверждающими непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованным наградным материалом.
Содержание названного положения указывает на то, что в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что в период со 2 августа 1993 года по 5 марта 1994 года Ризаев С.С. проходил военную службу по контракту в должности снайпера 2 мотострелкового взвода ВУС-100672 в войсковой части полевая почта 92752, дислоцированной в республике Таджикистан, что подтверждается военным билетом, архивной справкой <данные изъяты>
28 июля 2014 года истец Ризаев С.С. обратился в Военный комиссариат Ленинградской области по г. Сланцы и Сланцевскому району с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, приложив необходимый пакет документов. Поданное заявление через Военный комиссариат Ленинградской области было направлено в Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий <данные изъяты>
Заключением от 29 августа 2014 года Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Ризаеву С.С. было отказано в выдаче такого удостоверения на том основании, что им не представлены документы, предусмотренные п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных силах РФ. С данным отказом Ризаев С.С. ознакомлен был в Сланцевском военкомате 17 октября 2014 года <данные изъяты>
Рассматривая законность и обоснованность этого отказа, суд исходит из следующего.
Согласно справке Центрального архива Министерства обороны РФ № 8/212776 от 30 января 2013 года личный состав войсковой части полевая почта № с 21 июля 1993 года принимал участие и привлекался к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в республике Таджикистан, период выполнения задач не закрыт. Основание: ДГШ ВС РФ № 314/7/0831 от 22 июля 2011 года <данные изъяты>
Суд считает, что названной директивой Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ признал в 2011 году, что весь, без исключений, личный состав войсковой части полевая почта 92752 принимал участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в 1993 году и далее, поскольку указывает на незакрытый перечень задач.
Из архивной справки также следует, что в приказе командира войсковой части полевая почта <данные изъяты> по общим вопросам № 372 от 2 ноября 1993 года «О выплате денежного содержания 0,5 оклада за октябрь месяц 1993 года», изданном в г. Душанбе, значится: «В соответствии с приказом Министра обороны РФ 1993 года № 123 директивы Генерального штаба Российской Федерации 1993 года № 017, - приказываю: ряд. Ризаев С.С. – 31». В раздаточных ведомостях на выплату денежного довольствия военнослужащим войсковой части полевая почта <данные изъяты> за август-декабрь 1993 года, январь-март 1994 года имеются ведомости военнослужащим контрактной службы только за август-сентябрь 1993 года, в которых значится: «Снайпер 6 МСР, ВУС-100672, мл. ст Ризаев С.С.», указаны денежные суммы, росписи в получении денег имеются. Других денежных ведомостей на хранении в архиве нет.
Как основание для удовлетворения исковых требований, истец Ризаев С.С. приводит также довод о том, что в архивной справке указано, что в приказе командира войсковой части полевая почта № по строевой части № 131 от 7 июля 1994 года, изданном в г. Душанбе, значится: всему личному составу части, состоящему в списках личного состава части в период с 28 сентября 1992 года по 28 ноября 1992 года и с 5 февраля 1993 года выслугу лет на пенсию по день исключения из списков исчислять из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службы на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Указанный закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходивших военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, т.е. положения данного закона применяются для иных целей, не связанных с отнесением лица к ветерану боевых действий.
Из положений указанного закона, а также иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок предоставления льгот и компенсаций, следует, что они предоставляются лицам, проходившим военную службу на указанных территориях, в т.ч. и в Республике Таджикистан, и выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах безотносительно того, участвовали ли эти лица непосредственно в боевых действиях или нет.
Иными словами, прохождение службы на территории Республики Таджикистан, а равно и выполнение определенных задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта, возможно и без непосредственного участия в боевых действиях.
При таком положении то обстоятельство, что истец являлся получателем соответствующих льгот и компенсаций в соответствии с приведенным Федеральным законом само по себе не является основанием для приобретения им статуса ветерана боевых действий.
Проанализировав представленную в материалы дела архивную справку, имеющую ссылки на приказы командира войсковой части, ведомости на выплату денежного содержания, суд находит её достаточным доказательством того, что снайпер 6 МСР <данные изъяты>, мл. с-т Ризаев С.С. в период со 2 августа 1993 года по 5 марта 1994 года непосредственно участвовал в боевых действиях во время прохождения военной службы по контракту в войсковой части полевая почта <данные изъяты>, дислоцированной в республике Таджикистан, и данный факт является основанием для признания его ветераном боевых действий.
Обращения, поступившие в центральную комиссию (комиссию), подлежат рассмотрению в течение 30 дней со дня их регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в связи с рассмотрением обращения председатель центральной комиссии (комиссии) может продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (п. 10 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
При таких обстоятельствах решение Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 29 августа 2014 года об отказе в выдаче Ризаеву С.С. удостоверения ветерана боевых действий является незаконным, и исковые требования подлежат удовлетворению в части возложения обязанности по выдаче удостоверения Ризаеву С.С. на Комиссию Западного военного округа с 29 августа 2014 года, поскольку заявление Ризаева С.С. поступило в Комиссию 28 июля 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Признать незаконным решение Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 29 августа 2014 года об отказе в выдаче Ризаеву С.С. удостоверения ветерана боевых действий.
Обязать Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать Ризаеву Сердару Сахат-Мурадовичу, <данные изъяты>, гражданину РФ, удостоверение ветерана боевых действий с момента истечения месяца со дня поступления заявления в Комиссию, т.е. с 29 августа 2014 года.
Председательствующий судья Феоктистова М.Ю.