Дело № 2 – 219/2013
15 марта 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:
- председательствующего судьи Феоктистовой М.Ю.
- при секретаре Гарине Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Громова Олега Вячеславовича по обжалованию решения должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
Громов О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа государственного инспектора МРЭО № 11 ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Трофимова Алексея Алексеевича в постановке на учет, выдаче свидетельства о регистрации автомашины и государственных номерных знаков на автомашину Победа М-20, 1954 года выпуска, и с требованием обязать МРЭО № 11 ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области совершить регистрационные действия по постановке на учет с выдачей государственных номерных знаков автомашины Победа М-20, государственный регистрационный номер №, идентификационный номер (VIN) отсутствует, тип ТС - легковой, категория - «В», год выпуска 1954, номер шасси (рамы) - 0142029, номер кузова - 113638, цвет бежевый, мощность двигателя (кВт/л.с.) - 52 л.с., рабочий объем двигателя (куб.см.) - 2,12 л, масса без нагрузки 1360 кг, паспорт № № от 28 ноября 1987 года выдан ГАИ МРЭО Московского района г. Ленинграда, принадлежащей Громову О.В. на основании договора купли-продажи от 24 июня 2011 года.
Определением суда от 25 февраля 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ОГИБДД ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области.
В заявлении Громов О.В. указал, что 24 июня 2011 года он приобрел у ФИО1 автомобиль марки Победа М-20, 1954 года выпуска, государственный регистрационный номер №, и обратился в регистрационный орган ГИБДД - МРЭО № 11 в Сланцевском районе Ленинградской области с заявлением о постановке автомашины на учет и получении государственных номерных знаков. Однако 9 августа 2011 года получил отказ в регистрации автомашины со ссылкой на то, что номер двигателя нанесен не в соответствии с маркировкой предприятия, кустарным способом и является вторичным. По этим основаниям была проведена проверка, и в возбуждении уголовного дела было отказано, так как согласно техническому паспорту на данный автомобиль еще в 1987 году было выявлено, что номер двигателя перебит и с такой особой отметкой разрешалась эксплуатация автомашины.
Второй раз Громов О.В. обратился с просьбой о регистрации автомобиля 5 февраля 2013 года и, получив вновь отказ в регистрации транспортного средства по тем же основаниям, решил его обжаловать, считая отказ незаконным.
В судебном заседании заявитель Громов О.В. полностью поддержал свои требования и просил их удовлетворить.
Адвокат Колесник Т.Н., действуя по удостоверению и ордеру, дополнил, что Громов О.В. является добросовестным приобретателем автомашины. Двигатель на автомашине Победа М-20 был заменен еще прежним собственником в 1987 году, о чем в паспорте транспортного средства имеется отметка, и после 1987 года автомашина эксплуатировалась прежним собственником беспрепятственно со стороны государственных органов и продолжала бы эксплуатироваться, если бы не произошла смена собственника. Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации транспортных средств и прицепов к ним обязывает государственного инспектора или иного должностного уполномоченного лица производить визуальную идентификацию транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства. Осмотр номера и модели двигателя при постановке автомобиля на учет не предусмотрен действующим законодательством, поэтому отказ в регистрации транспортного средства по таким основаниям является незаконным и ограничивает права собственника. Просит требования Громова О.В. в полном объеме удовлетворить.
Заинтересованное лицо - государственный инспектор МРЭО № 11 ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Трофимов А.А. – в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявления.
Представитель заинтересованного лица - Управления ОГИБДД ГУ МВД России по Санкт- Петербургу и Ленинградской области – в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не заявлял.
На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что их права нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемое действие (бездействие), а суд в силу ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст.ст. 1, 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регистрация транспортных средств введена в качестве механизма доступа технически исправного транспортного средства для участия в дорожном движении.
На основании п. 1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 (с изменениями, внесенными приказами МВД РФ от 20 января и 29 августа 2011 года № 28 и № 974 соответственно), Регламент определяет сроки и последовательность действий должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с п. 16 Регламента для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют транспортное средство.
Согласно п. 24 Регламента в представляемых для совершения регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), персональные данные (для физического лица), установочные данные (для юридического лица), адреса и подписи сторон, сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией- изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших.
В соответствии с п. 35.4. Регламента госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру.
В процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления:
- марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства;
- соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом);
- внесения изменений в конструкцию транспортного средства, признаков целостности конструкции или составляющей части конструкции транспортного средства, имеющей маркировочное идентификационное обозначение, в том числе наличие признаков кустарного демонтажа (сварные швы, следы прессовки или крепления иным способом) элементов (части) шасси, либо несущего каркаса кузова транспортного средства, а также принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства;
- наличия государственных регистрационных знаков и соответствия их требованиям государственных стандартов Российской Федерации;
- соответствия нанесения цветографических схем на транспортных средствах оперативных и специальных служб требованиям государственных стандартов Российской Федерации, а также за обоснованностью и правильностью установки на транспортных средствах специальных световых сигналов, а также проблесковых маячков бело-лунного, желтого или оранжевого цвета в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
При первичной регистрации ввезенных на территорию Российской Федерации или вновь произведенных транспортных средств данные модели и номера двигателя, указанные таможенными органами или соответственно присвоенные организациями-изготовителями, заносятся в автоматизированные учеты зарегистрированного транспорта в соответствии с п.35.16 настоящего Административного регламента.
Результат осмотра транспортного средства отмечается в заявлении госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом, проводившим осмотр, и заверяется его подписью, с указанием его фамилии, даты и времени (раздел: «Служебные отметки госавтоинспекции»).
При подтверждении сведений о транспортном средстве данным, указанным в заявлении, а также при установлении несоответствий и (или) признаков изменения маркировочных обозначений и (или) конструкции транспортного средства, указанные сведения описываются в заявлении. Срок действия результатов осмотра составляет 20 суток с даты осмотра.
Время проведения осмотра транспортного средства составляет до 10 минут, при применении приборов для определения подлинности маркировки номерных агрегатов время осмотра - до 20 минут.
Согласно п. 35.5. Регламента при обнаружении отсутствия маркировочной таблички изготовителя, содержание которой дублирует идентификационный номер и (или) номера агрегатов, или ее крепления способом, отличным от применяемого организацией- изготовителем транспортных средств, регистрационные действия производятся в установленном порядке на основании подлинности основных маркировочных обозначений транспортных средств. В разделы (особые отметки) паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, карточек учета вносится запись.
«Маркировочная табличка отсутствует» или «Маркировочная табличка закреплена кустарно».
При обнаружении признаков уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями с помощью лакокрасочного покрытия и утраченной в процессе эксплуатации, регистрационные действия производятся в установленном порядке при наличии дублирующих маркировочных обозначений, в том числе на маркировочной табличке изготовителя, закрепленной на транспортном средстве в соответствии с технологией организации-изготовителя. При этом в разделы (особые отметки) паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, карточек учета вносится запись о дублирующих маркировочных обозначениях.
В случае если транспортное средство имеет маркировочные обозначения агрегатов соответствующими идентификационными номерами, а в предусмотренных графах паспортов транспортных средств и(или) регистрационных документах содержится информация только о порядковых номерах изделий, в процессе осмотра в заявлениях указываются полные идентификационные номера.
Согласно п. 35.6 Регламента при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ.
Регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, совершаются при условии возможности идентификации транспортного средства, на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение, выданных органами (организациями), уполномоченными на проведение данных исследований.
Согласно п. 35.7. Регламента в случае обнаружения разыскиваемого транспортного средства инспектор по розыску или иное уполномоченное должностное лицо регистрационного подразделения немедленно докладывает об этом в дежурную часть органа внутренних дел.
В соответствии с п. 35.26 Регламента при отсутствии в паспортах транспортных средств сведений об экологическом классе транспортного средства, а также мощности двигателя, при производстве регистрационных действий в соответствии с п. 36 Положения о паспортах транспортных средств в раздел «Особые отметки» вносится запись:
«Экологический класс (указывается номер экологического класса)»; «Мощность двигателя (указывается мощность двигателя)» или в соответствии с п. 10 указанного Положения производится замена паспорта транспортного средства.
Внесение данных изменений осуществляется по заявительному принципу в соответствии с п. 6 Правил регистрации, на основании документов, подтверждающих соответствующий экологический класс транспортного средства, а также мощность двигателя (сертификат соответствия, данные от организации-изготовителя, сведения от официального дилера и другие), представляемых собственником (владельцем) транспортного средства.
В свидетельствах о регистрации транспортных средств графа (Модель, № двигателя) не заполняется. Модель и номер двигателя фиксируется в автоматизированных учетах зарегистрированных транспортных средств.
Судом установлено, что 24 июня 2011 года между Анисимовым Б.П. и Громовым О.В. заключен договор купли-продажи автомобиля Победа М-20, 1954 года выпуска, цвет бежевый, модель, номер двигателя «155678», государственный регистрационный номер.
Согласно Акту экспертного исследования №/СЛА от 25 июля 2011 года двигатель автомобиля М-20 Победа, бежевого цвета, 1954 года выпуска, номер кузова № и номер шасси 0142029, имеет идентификационную маркировку номера «155678», которая нанесена не в соответствии с технологией маркирования предприятия-изготовителя «ГАЗ», т.е. не заводским, а кустарным способом, после удаления знаков первичной заводской маркировки стачиванием штатной маркировочной площадки, в представленном виде является вторичной.
28 июля 2011 года постановлением инспектора по розыску ОГИБДД ОМВД России по <адрес> Анпилогова В.А. отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Громова О.В., при этом в ходе проверки было установлено, что двигатель автомобиля «М-20 Победа», бежевого цвета, 1954 года выпуска, имеет вторичную идентификационную маркировку, а сам процесс удаления знаков первичной заводской маркировки исследуемого двигателя и нанесения кустарным способом знаков вторичной маркировки был произведен достаточно давно, о чем дополнительно свидетельствуют «Особые отметки» в техническом паспорте автомобиля ГА № от ДД.ММ.ГГГГ. В постановлении со ссылкой на Приказ МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ также указано на отсутствие оснований для препятствия в эксплуатации такого автомобиля либо его отчуждении при условии, что автомобиль находится на регистрационном учете более 5 лет.
Из пояснений заявителя и его адвоката следует, что в 2011-2012 году автомашина Победа М-20 прошла техосмотр и была допущена к эксплуатации. Указанное обстоятельство опосредованно подтверждает страховой полис ОСАГО.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют данные о незаконности приобретения Громовым О.В. указанного автомобиля, следовательно, при установлении его соответствия требованиям безопасности движения, возможно проведение действий по регистрации транспортного средства в органах ГИБДД для дальнейшего использования заявителем автомобиля по назначению.
Анализ положений Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств позволяет суду сделать вывод о том, что в представляемых для совершения регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), персональные данные (для физического лица), установочные данные (для юридического лица), адреса и подписи сторон, сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией- изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и(или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших, (п. 24).
Указывать модель и номер двигателя в предоставляемых для совершения регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, необязательно.
Пунктом 35.4 Регламента предусмотрена обязанность госинспектора или иного уполномоченного должностного лица производить визуальную идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства. Необходимость установления номера и модели двигателя транспортного средства Регламентом не предусмотрена.
Согласно п. 35.26 в свидетельствах о регистрации транспортных средств графа «модель и номер двигателя» не заполняется.
При таких обстоятельствах факт переустановки таблички с номером двигателя на автомобиле Громова О.В. не может являться препятствием к осуществлению заявителем права пользования автомобилем по своему усмотрению и при предоставлении всех необходимых документов у регистрационного органа наступает обязанность зарегистрировать транспортное средство и выдать государственные номерные знаки. Однако это право может быть реализовано лишь при условии, что в результате не будут нарушены права других лиц.
Учитывая все вышеизложенное, суд считает, что заявление Громова О.В. подлежит удовлетворению.
Р Е Ш И Л :
Заявление Громова Олега Вячеславовича по обжалованию решения должностного лица незаконным отказ государственного инспектора МРЭО №11 ГИБДД ГУ ОМВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Трофимова А.А. в постановке на учет транспортного средства, выдаче свидетельства о регистрации автомашины и государственных регистрационных знаков на автомашину Победа М-20, 1954 года выпуска.
МРЭО № 11 ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области совершить регистрационные действия по постановке на учет с выдачей государственных регистрационных знаков для автомашины Победа М-20, государственный регистрационный номер №, идентификационный номер (VIN) отсутствует, тип ТС - легковой, категория - «В», год выпуска 1954, номер шасси (рамы) - 0142029, номер кузова - 113638, цвет бежевый, мощность двигателя (кВт/л.с.) – 52 л.с., рабочий объем двигателя (куб.см.) - 2,12 л, масса без нагрузки 1360 кг, паспорт № № от 28 ноября 1987 года выдан ГАИ МРЭО Московского района г. Ленинграда, принадлежащую Громову О.В. на основании договора купли-продажи от 24 июня 2011 года.
Председательствующий судья Феоктистова М.Ю.